Селестина. Часть 1
Рассказывая о бабушкиных ковриках, я привела в качестве примера спектакль «Селестина», в котором все наряды выполнены в технике лоскутного вязания. Сегодня будем смотреть этот спектакль, а заодно узнаем, как и кто связал костюмы для этого спектакля. Вы не поверите! Сам режиссер приложил к этому руку 🙂
Селестина: коротко, но ясно
«Сводня Селестина зарабатывает своим ремеслом, но тут на нее наезжает пара рэкетиров, и старушке приходится туго». Вот так, предельно коротко, пересказан сюжет в рецензии Виктории Никифоровой. Дальше она пишет:
Вот цитата еще из одной рецензии:
Режиссер Н.Коляда о «Селестине»
Как раз «про красочные костюмы» мне и хотелось узнать подробнее. Честно говоря, не очень-то надеялась, но повезло. Вот как рассказывает об этом режиссер спектакля Н.Коляда:
…Как было здорово, когда мы — Верена, Володя Кравцев и я – по вечерам на 18 этаже гостиницы «Украина» сидели и вязали из притащенных из театра тряпок шапки, шляпки, косы для спектакля! Когда к двум часам ночи кончались тряпки, мы втроем, в радостном творческом «запое», посматривали на гостиничные шторы и покрывала, и думали, как бы их так незаметненько от горничных разорвать на лоскутки и быстренько связать до утра еще пару шапок, чтоб утром, придя на репетицию, всех поразить и удивить. Однажды Верена предложили длиннющую красную дорожку, что лежала в коридоре гостиницы, выкрасть потихоньку и разрезать на ленты. Я отговорил её – очень тяжелая дорожка была, ведь и так все костюмы у актеров в нашем спектакле килограммов по тридцать-сорок. К слову, никто из исполнителей ролей в спектакле по этому поводу даже не тявкнул – за что актерам особая благодарность. Они как-то к середине репетиций вдруг прониклись замыслом, никто не выступал, что «я, мол, этого не буду делать, это не надену» и вот тогда на репетициях установилась чудная атмосфера. Когда я связал первый коврик-кружок и принёс его к Галине Борисовне Волчек в кабинет, чтобы рассказать, какими будут костюмы, она, не говоря ни «да», ни «нет», сказала мне: «На премьеру свяжешь мне такую сумку».
…Те, кто видел наш спектакль, обратили, наверное, внимание на то, с какой любовью сделаны все костюмы. Туфельки (недешевое удовольствие, надо сказать) у всех персонажей – тоже обвязаны тряпочками. Причём, по нашей просьбе, у богатых персонажей в костюмах везде мелькает тряпочка из люрекса — чуть-чуть люрекса, чего-то блестящего: как и положено всем новым русским. При чём в пьесе про Испанию 15 века новые русские? – спросит кто-то. На что ответ мой будет прост: при том, что спектакль я ставил про сегодняшнюю Россию, про себя и про то, как просто разрушить своё, тобою созданную жизнь, свой мир.
…Директор театра Леонид Иосифович Эрман в запале и всерьез кричал на меня, что «вы с Кравцевым оставили меня голым!» Сколько километров тряпок мы разорвали на репетициях – не могу себе представить. Но подсчитано, что на костюмы ушло три километра ткани. А может – больше.
…Работать с Лией Ахеджаковой было одно удовольствие…Скажем, никак не могли найти точный головной убор для Селестины, сорок шляпок, связанных нами, перепробовали, десяток платков перемеряли – нет, всё не то и не так. Потом Кравцев попросил костюмеров принести чистый белый старушечий платок, мы уговорили Лию надеть его, а сверху мы закрепили две искусственные розы, которые в тот день мы купили недалеко от станции метро «Чистые пруды», в цветочном магазине. Так вот, розы мы связали вместе, как веночек, надели на Лию и все захохотали: засветилось два красных фонаря и сразу же ожила будто Селестина – старая сводня, бывшая блудница, сразу судьба какая-то проступила.
…весь спектакль актёры рвут тряпки – неподражаемый звук рвущейся ткани. Как он напоминает мне моё детство! Лоскутки, из которых шьют одеяло, вяжут половички. Как это красиво!
…Когда первый раз на репетицию нам выставили всю тарелку – роскошную, огромную, одиннадцатиметровую в диаметре, белоснежную — я просто задохнулся от восторга. Сказал об этом Кравцеву, на что он, хитро смеясь, сказал мне: «Погоди, а вот когда на эти доски выйдут артисты в красочных, цветных костюмах – ты вообще в осадок уйдёшь». И вправду, когда на первой генеральной актёры надели все свои костюмы и художник по свету Володя Уразбахтин осветил сцену – мы, сидящие в зале, ахнули. Спектакль с этого момента стал получаться ярким, красочным, почти сказочным и похожим на воспоминание каждого из нас о детстве. Сейчас на странице «Современника» в Интернете выставлено 18 фотографий Николая Мещерякова – одна другой красочнее. Достаточно взглянуть на них, чтобы понять, что за это за спектакль и захотеть сходить посмотреть его в театре.
Ну, возможности сходить в театр у нас нет, зато можно помотреть спектакль «Селестина» на экране своего монитора. Чем я вам и предлагаю заняться.
Селестина. Часть 2
Селестина. Цитаты
Всем верить — крайность, а никому — заблуждение.
Господи, зачем же ты посылаешь орехи беззубому